Об авторе

 

Как это сделано

 

Eugeney A. Klimin

MaxMSP и ученический синтезатор

 

Можно ничего не читать, а сразу смотреть.

 

Исходная аранжировка (предисловие)

Учебное видео, часть 1

Учебное видео, часть 2

Учебное видео, часть 3

Учебное видео, часть 4

 

 

  Работу с MaxMSP начинают так:File --> NewPatcher С самого начала предупреждаю: пишу для узкой и во многом необычной аудитории, – преподавателей игры на синтезаторе. Сам я тоже этим занимаюсь, несколько раз возил учеников на конкурсы или летал сам. Коллеги задавали вопросы. В качестве частичного ответа предлагаю эта статью и примерно двадцать пять минут видео. Для тех, кто не знаком с MaxMSP это – возможность познакомиться. Для тех, кто уже знаком, здесь может быть полезная информация о некоторых моментах взаимодействия музыкальных устройств по MIDI. Для тех, кто хорошо разбирается во всём этом, статья и видео, думаю, покажутся наивными.

 

Для примера я выбрал аранжировку песни Елены Гнесиной – детской пьесы, которая знакома, пожалуй, всем, кто когда-либо учился играть на фортепиано. Сделана эта аранжировка для Тихона Болхова, ученика третьего класса, который на тот момент занимался электронными инструментами первый год (основная специальность – гитара). То есть, опыта у него было мало и, к тому же синтезатор для него был лишь дополнительным инструментом. Но, согласителсь, сделать более или менее эффектную аранжировку для начинающего – задача спортивная. Результат коллегам в целом понравился.

 

Исполняли мы всё это на синтезаторе Roland FA-06. Никак не могу найти подходящих слов, чтобы описать, как здорово он сделан и насколько шикарно звучит! С другой стороны, стоит он дорого и в нём нет самоиграйки, которая делала бы автоаккомпанемент. Так что в музыкальных школах его не используют. По этой причине для обмена опытом с коллегами я попробовал повторить подобное  MaxMSP работает принципиально иначе, нежели Сонар, Кубейс, Аблетон или Лоджик. Он предназначен для живого исполнения электроники, реализации нестандартных идей, взаимодействия с различными устройствами, визуального творчества и т.д. со школьной моделью Yamaha PSR-295. Модель старая, к моменту написания статьи ей стукнуло пятнадцать лет, но где-то в школах на таких еще работают. Либо работают на более новых моделях с аналогичным функционалом. Другие модели нам тоже подойдут, но в файлах MaxMSP нужно будет соответствующим образом изменить название. Еще важно понимать, что обе фирмы – Roland и Yamaha – выпускают великолепные синтезаторы, настоящие шедевры в этой области. Но в моём случае получилось так, что юмаховский синтезатор – более старый и относится к гораздо более низкой ценовой категории. Соответственно, и по звучанию он проще. Получилось ли у меня заставить его звучать на уровне профессиональной модели? Конечно нет. Однако, использование синтезатора в связке с компьютером, безусловно, расширило возможности PSR-295.

 

Для работы нам потребуется установить программу MaxMSP. Скачать её можно с официального сайта https://cycling74.com. Есть версии под Windows и Mac Os. Первый месяц программой можно пользоваться бесплатно. Затем отключится возможность сохранять файлы. Полную версию можно купить за деньги, при этом преподавателям, студентам и ученикам делают скидки. Скидки настолько существенные, что такую покупку вполне можно себе позволить. Для подтверждения статуса преподавателя или учащегося достаточно школьного или университетского беджика. Но в моей школе таких не выдают, так что я отправил разработчиками скан справки о месте работы, оформленной по образцу, как для американской визы.

 

 Чтобы подключить синтезатор к компьютеру, нужно установить драйвера. Их скачивают с сайта производителя или находят через поисковик. Для этого нужно ввести название своей модели и слово  «driver»Из общения с коллегами у меня сложилось впечатление, что отечественные учителя электронной музыки по большей части с MaxMSP незнакомы. От души призываю скорее познакомиться! Для многих профессионалов в области электронной музыки MaxMSP – такая же суровая проза жизни, как лом для разнорабочего. Именно для знакомства с некоторыми возможностями программы я сделал эти материалы.  Именно – некоторыми, причем, настолько, что это даже не надводная часть айсберга, а скорее снежок на её поверхности.

 

Если после первого знакомства возникнет потребность изучить MaxMSP как следует, то в самой программе для этого есть все возможности.  К каждому из её объектов прилагаются файлы Help с исчерпывающей демонстрацией всех функций. Причем, комментарии и инструкции даны не на «машинном» языке, каким пользуются инженеры и программисты, а на простом человеческом, с юмором и ориентацией на музыканта-гуманитария. Правда язык этот, хоть и человеческий, но всё же английский...

 

Кроме MaxMSP нужно установить драйвера синтезатора, чтобы компьютер его распознал. Для PSR-295 на сайте производителя есть драйвера под Windows. Под Mac Os найти сложнее – пришлось обращаться к поисковику. Модель, как ни крути, старая.  Для других моделей они ищутся точно так же – или непосредственно через сайт производителя или через поисковую систему. Советую искать через зарубежный поисковик и на английском. После установки требуется перезагрузка. Некоторые новые или относительно новые модели распознаются компьютером сходу.

 

 Протокол MIDI появился в 1981-83 годах, как результат договорённости между несколькими производителями синтезаторов. Стандартное сообщение MIDI состоит из трёх чисел. Первое – статус, в нём зашифровано, какого сорта это сообщение. Второе и третье могут кодировать высоту ноты и силу нажатия, параметр звука и его состояние и т.д.Допустим, у нас получилось установить и MaxMSP и драйвера для синтезатора. Тогда запускаем MaxMSP и начинаем работу. Для этого нужно создать так называемый пэтчер: MaxMSP -> File -> NewPatcher. Откроется окно. Двойной щелчок по пустому полю. Появится серый прямоугольник. Внутрь этого прямоугольника нужно ввести текст. Пусть это будет «midiin». После ввода текста можно считать, что мы создали новый объект. Его название говорит само за себя – через него в программу поступают команды по протоколу MIDI. Если ввести в серый прямоугольник другой текст, то мы получим другой объект с другими функциями. Это может быть оператор для математических действий, генератор звуковой волны, элемент пользовательского интерфейса и т.д. Всего объектов порядка девяти сотен, не считая тех, которые пишут сторонние программисты.

 

Нам же нужно начать с малого – прочитать MIDI-команды, поступающие с синтезатора. Для этого:

 

1) Подключим синтезатор к компьютеру по USB. Сам синтезатор должен быть включен в розетку и работать. Причем включить его и подсоединить к компьютеру следует прежде, чем мы запустим MaxMSP. Если же синтезатор включили после запуска программы, её нужно закрыть и перезапустить. Дело в том, что программа формирует список доступных ей MIDI-устройств именно  при запуске.

 

2) Создадим в MaxMSP еще один объект под названием «print».

 

3) Соединим «midiin» и «print»  проводком.  Для этого нужно провести мышкой от узелка слева внизу у одного объекта до такого же узелка слева наверху у другого.

 

 

4) В левом нижнем углу окна кликаем по замку и переводим его в закрытое состояние. Так мы выйдем из режима редактирования.

 

 

 

 

5) Двойной щелчок по объекту «midiin». Откроется список MIDI-устройств (если мы действительно закрыли замочек). Выбираем среди них наш синтезатор. Если мы хотим, чтобы он в дальнейшем выбирался автоматически, то в поле объекта после его имени через пробел нужно ввести название синтезатора. В кавычках точно так, как оно дано в списке, со всеми большими и малыми буквами, тире, пробелами и т.д. У меня такой ввод, обычно, получается раза с третьего.

 

 

6) Играем на синтезаторе и смотрим на циферки, появляющиеся в окне Max Console. Если оно не открыто, открываем его: MaxMSP -> Window -> Max Console.

 

 

 

 Message – объект MaxMSP, который отправляет команды по виртуальным проводкам. Если слова и числа вводятся в поле объекта через запятую, то программа трактует их, как разные команды. Если данные идут через пробел, то MaxMSP воспринимает их, как одну команду, включающую в себя несколько составляющих. Такие, многосоставные сообщения называются «list» («список»).Если всё работает, то следующий наш шаг – объекты «midiout» и «message». «Message» – данные, которые мы отправим синтезатору через объект «midiout». Это будут три числа через запятую: 144, 60, 64. Чтобы отправить их синтезатору, нужно, во-первых, выйти из режима редактирования и настроить объект «midiout» двойным щелчком так же, как до этого настраивали «midiin». Во вторых нужно кликнуть по объекту «message» с тремя числами. Если объект подключен к синтезатору корректно, то мы получим звук до первой октавы. Последовательность чисел 128, 60, n (любое число) – команда снятия звука.

 

Согласно стандарту MIDI, числа 144...159 кодируют команду взятия ноты для одного из шестнадцати каналов соответственно. Шестнадцать каналов значат то, что синтезатор может играть шестнадцатью разными тембрами одновременно.  На это способен не каждый синтезатор, но стандарт MIDI такую возможность предусматривает. Статус-байт 144 значит, что поступает команда взять ноту на первом канале. Второе число (60) соответствую ноте До первой октавы. До# будет 61, Ре – 62 и так далее. Всего – в диапазоне 0...127. Последнее число (64) – значение велосити, силы нажатия. Его диапазон так же 0...127. Чем больше, тем громче.

 

 Слово «Контроллер» имеет несколько значений:- Устройство с ручками, кнопками и т. д. для управления звуком в синтезаторе или компьютерной программе- Главная микросхема внутри такого устройства, которая определяет изменение положения ручек и формирует сигнал, который передаёт данные другому устройству Микроконтроллеры управляют так же множеством других устройств, большая часть которых не имеет отношения к музыке- Команда с определёнными числовыми значениями, которая управляет параметрами звука: вибрато, яркость, атака, послезвучие и т.д.Статус-байт в диапазоне 128...143 кодирует снятие ноты на одном из шестнадцати каналов. Значения 176...191 зарезервированы для контроллеров, управляющих различными параметрами звука. Существует и ряд других команд. Информация о них содержится в таблицах на сайте https://www.midi.org/specifications. Но лучше залезть на последние страницы инструкции от своего синтезатора, так как там даны значения применительно к конкретной модели.  Найти эту книжку можно на самой дальней и пыльной полке в шкафу или скачать из интернета. Ключевые слова для поисковика – название модели синтезатора и «user manual».

 

В MaxMSP есть объекты-переводчики, упрощающие отправку и приём MIDI-сообщений: «midiparse» и «midiformat». У первого один вход и много выходов. Он сортирует MIDI-данные в зависимости от их функции. Второй наоборот формирует MIDI-сообщения для отправки их за пределы программы. У него много входов и один выход. Часть сообщений при этом идёт в формате list из двух чисел. Например, пара чисел высота звука и велосити, либо номер контроллера и его значение. Для выбора канала MIDI, pitch bend и aftertouch предусмотрены отдельные входы (выходы), и команды для них состоят из одного числа. Чтобы понять, для чего какой вход (выход) служит и какой формат сообщений принимает, нужно навести на него курсор. В ответ на это вылезет подсказка. А если отправить сообщение не в том формате, то  консоль выдаст красное сообщение об ошибке, после чего можно будет легко всё исправить.

 

 

С помощью этих объектов можно производить различные манипуляции с MIDI-данными. Подробнее об этом – в учебном видео и файлах MaxMSP, ссылки на которые даны в начале статьи.

 

 

 

 

 

 

 

© Евгений Климин 2018 – 2019. Все права защищены.

Besucherzahler
счетчик посещений